Блог шведского профессора математики

Автор темы shwedka 
ОбъявленияПоследний пост
ОбъявлениеHuawei - Research scientist (math)22.06.2021 11:25
ОбъявлениеМГУ и Яндекс объявили об открытии на мехмате специализации по анализу данных и машинному обучению24.08.2021 00:17
ОбъявлениеSenior lecturer in Mathematics Linkoping (Швеция)04.09.2021 23:16
26.06.2013 17:57
O преподавательскй нагрузке
По общему мнению, в Швеции преподавательская нагрузка велика.
Хотя, вспоминая мою молодость в России, я так не скажу.
В провинциальном университете, где мне пришлось много лет назад работать, как-то у меня было 24 часа в неделю в одном семестре. В Питере, несколько позже, уже в доцентских чинал, у меня было 12 часов в неделю.

В Швеции исходным числом явлется 440 часов преподавания в год. Сюда считается живое преподавание, составление и проверка экзаменационных работ (здесь за очень небольшим исключением экзамены по математике письменные) и совсем немного за проверку промежуточных контрольньных -- если таковые входят в официальный учебный план, а также за администрирование, то есть работу с интернет-страницей курса. Дополнительно входит немного часов за руководство дипломными и курсовыми работами, но не аспирантами.

Итак, 440 - исходное число.
ПОсле этого, начинаются скидки. Первый тип скидок - за и на научную работу. Полный профессор имеет автоматически скидку 40%, полупрофессор и доцент- 25%. Это - по должности. Дополнительно скидки даются специальной комиссией на кафедре по результатам научной рботы в течение последних нескольких лет. Здесь могут дать -- или не дать до 25% скидки дополнительно. Все, кто на такую скидку претендует, пишут отчет.
Еще скидки на научную работу приходят от внешнего финансирования. Для математиков- это, в первую очередь, исследовательские гранты от VR Vetenskapsrådet приправительственного совета по научным исследованиям. VR рассматривает проекты, обычно рассчитанные на 3 года, и выделяет деньги, идущие на кафедру. В основном, получатель такого гранта использует эти деньи на уменьшение учебной нагрузки, но также на поездки на кнференции, приглашение научных визитеров и тп. Можно запросить и получить грант для оплаты аспиранта.
В нематематических науках, VR также дает деньги на оборудование, опыты и тп.
Есть и другие источники грантов -- Академия Наук, а также многочисленные частные фонды.

Наконец, некоторую скидку по нагрузке дает административная работа. Помимо 'освобожденного' завкафедрой, имеется с десяток людей, помогающих ему править. Это различные замы, руководитель аспирантуры, а также 'studierektorer' лица, ответственные за организацию обучения, там, распределение нагрузки, изменение учебных планов и программ, постоянное членство в разных комиссиях... это все по мелочам, дает по 5, от силы 10 процентов скидки.
В итоге.
Различные скидки не вполне суммируются, а частично поглощаются. Таким оразом, никгда скидки не превосходят 75 процентов нагрузки, да и такое встречается редко. В то же время, 50-процентная скидка- не редкость.
С другой стороны, лишь очень небольшая доля преподавателей совсем не имеет скидки -- это такие, которые уж совсем годами никакой научной продукции не производят.

Что все это означает в 'чистых деньгах'. Те, кто не имеет скидки или совсем малую,
учат 12-14 часов в неделю, как уже писалось, 28 недель в году. Это может означать, что человек по одному курсу - лектор, ответственный, ведет там и практику в одной группе, а также ведет практику в 2-3-4 группах, с другим лектором.
Люди поважнее имеют гораздо больше свободы.
В последние несколько лет, имея около 60 процентов скидки, я, обычно, ограничиваюсь двумя курсами, т.е., лекции плюс одна группа практики, для нормальных студентов плюс один курс для аспирантов -- за учебный год.
Практически это означает, что я преподаю 8-10 часов в течение двух четвертей и, возможно, еще 2-4 часа в неделю в еще одной четверти. И одна или целых две четверти оказтавются свободными, для занятий наукой дома или для поездок.

Имеется специальная секретарша, которая старательно ведет учет отработанных часов,. Каждый год мы все получаем таблицу, где написано, сколько часов мы должны были в учебном году отработать,сколько отработали. Переработки и недоработки не пропадают, а суммируются. Нагрузка на следующий учебный год распределяется с учетом аккумулированного баланса рабочего времени. В каких-то редких случаях, если аккумулированная переработка сильно велика, то человека могут освободить от преподавания на целый учебный год. Если человек уходит на пенсию или увольняется, то переработку могут частично компенсировать деньгами. Если человек увольняется, то чаще всего это связано с переходом в другой университет, с повышением в должности (и зарплате). Здесь иногда университеты договариваются
о взаимозачете (так было много лет назад у меня).
При такой системе 'скидок' нередко оказывается, что 'штатных ' преподавателей не хватает для обеспечения необходимого преподавания. В таких случаях, мы используем труд аспирантов -- которым всяко нужно учиться преподавать, а также студентов-старшекурсников, из числа самых способных, для преподавания на младших курсах, на практике. Конечно, при этом, при планировании, нужно избегать ситуации, когда студент или аспирант преподает курс, который он сам не изучил. К сожалению, такие накладки встречаются. Иногда, при большой нужде, на какие-то конкретные курсы нанимаются почасовики из соседних университетов или недавние пенсионеры...
26.06.2013 21:50
Мда-...
Ну что тут скажешь! У меня (доцент) нагрузка 16-18 аудиторных часов в неделю, но это считается немного. Сегодня распределяли нагрузку, у меня 723 бюджетных часа и 129 коммерческих. Говорят что сверх 750 бюджетных часов можно требовать оплаты за коммерческие, но пока вроде никто этой оплаты не получил... Плохо, что распределена нагрузка неравномерно, 2/3 в первом семестре... Всего 6 строк (т.е. 6 разных курсов, матн, статистика, спецкурсы для магистров, статистика для географов). В общем, не смертельно, но заметно.

Впрочем, для меня эта нагрузка почти райская! Мне привелось 1,5 года работать в чужом городе, естественно, где придется. В коммерческом вузе мне наобещали ставку с надбавками 22 000 (в гос была где-то 11 чистыми), в результате никаких надбавок не дали, нагрузку пересчитали так, что пришлось "за те же деньги" брать еще пару курсов. А читала что? Информационные системы в бух учете, мультимедиа и т.п. Это с моим-то классическим мехматовским образованием! Да по 30 часов в неделю! Да с поездками в филиалы (в одной мы попали в аварию). После такой закалки нынешняя жизнь - райское благоухание biggrin

Сейчас у нас начинаются какие-то изменения, начинают вводить "эффективные контракты". Ну, посмотрим.

Я уже неделю не была в городе (и в домашней сети). Сейчас в соседней области учу деток в летней школе на заповедном озере. Заехала в город на заседание кафедры. Заглянула сюда - практически одни творения г. Корсакова... ну, бог с ним. Завтра уезжаю еще на недельку. Там хорошо, детки умненькие, заинтересованные, сами просят дополнительные занятия! Ну и природа, погода... Да еще и зарплату платят.

дважды два - не всегда 5



Редактировалось 1 раз(а). Последний 26.06.2013 22:00.
27.06.2013 00:04
куда уходят деньги...
Цитата

Сегодня распределяли нагрузку, у меня 723 бюджетных часа и 129 коммерческих. Говорят что сверх 750 бюджетных часов можно требовать оплаты за коммерческие, но пока вроде никто этой оплаты не получил..

До уезда в Скандинавию работала я в одном из Питерских ВУЗов. Не в 'главном ' университете. Сохранились контакты. У одного моего бывшего коллеги супруга работает в бухгалтерии того же университета. И через нее проходит, в частности, зарплата начальства, то есть, конечно, ее белая часть.
Так вот, белая зарплата ректора превосходит суммарную зарплату всей кафедры математики.
А когда на каком-то совещании у ректора, посвященном финансовым вопросам, зав математики робко сказал ректору, что неплохо бы математикам деньжат подбросить, реакция ректора была такова:

Не надо! Здесь остались люди, которые действительно любят математику и ее преподавание. Они не ради денег здессь работают. Не будем портить деньгами эту бескорыстную любовь.
27.06.2013 07:04
Быть может, не по теме
Госпожа shwedka, было бы интересно узнать, в какой области математики лежат Ваши научные интересы?
Интересно было бы услышать ответ на этот вопрос и от других преподавателей форума.



Редактировалось 1 раз(а). Последний 27.06.2013 07:09.
27.06.2013 09:41
хм
Цитата
shwedka
...в одном из Питерских ВУЗов...
...У одного моего бывшего коллеги...
...на каком-то совещании...

Вот пока и будут такие пугливые кухонные разговоры О Тех Кого Нельзя Называть Вслух - математики и будут довольствоваться вместо зарплаты одну бескорыстной любовью.
27.06.2013 10:47
увы!
такой уж народ попался...
27.06.2013 11:13
...
Раз уж зашёл разговор о деньгах, может посоветуете, что лучше предпринять в ситуации, когда непосредственное руководство прижимает деньги гранта РФФИ? Так, чтобы не особо конфликтовать.... Руководитель (и единственный реальный исполнитель) по гранту - я, но с начала года получаю голую ставку (судя по сайту РФФИ, деньги перечислены аж в начале апреля). Есть подозрение, что оказался просто неугоден, поэтому беседу по душам пока откладываю. Уходить не хочу, в крайнем случае - прошлые работодатели-коммерсанты предлагают удалёнку, можно попробовать посидеть на двух стульях. Ведь просто так меня не могут сократить вроде бы? Если только за отсутствие на рабочем месте институте, т.к. я тут тоже удалённо.
27.06.2013 11:24
хм
Цитата
alexdem
Раз уж зашёл разговор о деньгах, может посоветуете, что лучше предпринять в ситуации, когда непосредственное руководство прижимает деньги гранта РФФИ? Так, чтобы не особо конфликтовать....

Жену побить. И отпустит маленько и начальство не узнает.
27.06.2013 11:29
денежки!!!!!!!!!!!!!!!!
alexdem:
Боюсь, что ничего посоветовать не могу.Давно ощущение существования в России потеряно.
ПО разговорам со знакомыми, могу судить, что начальники уже давно присвоили феодальное право первой ночи (да и не только первой) в отношении всех получаемых сотрудниками грантов. Общий совет: валить надо, пока ноги несут.
27.06.2013 11:31
что касается
Внебюджетных денег, раньше деньги контрактников оставались факультетам, тогда мы их получали. Потом их передали университету, денег стало меньше. А теперь их перечисляют в Москву, откуда возвращаются крохи.

Впрочем, если быть честной, в маленькой зарплате есть, к сожалению, свои преимущества. Когда пришла информация, что зарплату будут повышать, я несколько испугалась. Ведь это значит повышение требований. Тут уж не обойдешься двумя статьями за 5 лет.
Для таких, как я, у кого и личных проблем достаточно, ситуация удобная. А деньги можно и на "болванчиках" заработать.

дважды два - не всегда 5
27.06.2013 11:38
...
shwedka, мне ведь если валить - то сугубо по профессии. А здесь хотя бы можно что-то попробовать опубликовать. С РФФИ - сюрприз, мне казалось, что можно за свои деньги права покачать как-нибудь.
27.06.2013 11:52
опубликовать
Цитата
alexdem
А здесь хотя бы можно что-то попробовать опубликовать.
Про опубликовать - напишу при следующей оказии.
27.06.2013 16:12
oбласть.
Цитата
venja
Госпожа shwedka, было бы интересно узнать, в какой области математики лежат Ваши научные интересы?
Интересно было бы услышать ответ на этот вопрос и от других преподавателей форума.

Скажем, так: анализ, функциональный с выходом в матфизику.
28.06.2013 16:07
О публикациях. 1. Написание статьи.
Вопрос это сложный, и одной записью тут не обойтись.

Прежде всего, что я расскажу относится к математике. В других науках и ненауках обычаи могут быть дргими. Не ручаюсь.

Итак, сначала о публикации настоящей метематики.

Для общего ознакомления посоветую почитать книги, где заметные в математике люди
излагают свое понимание и свой опыт. В первую очередь, как надо писать.
Например,
P.Halmos, How to write Mathematics
Steven G. Krantz A mathematician's survival guide: Graduate school and early career development
Steven G. Krantz
A Mathematician Comes of Age

S. G. Krantz, A Primer of Mathematical Writing,

Oособо посоветую почитать Тао,
http://terrytao.wordpress.com/advice-on-writing-papers/
ссылки и обсуждения


Так что, прежде, чем публиковать, нужно написать статью. А прежде, чем написать, нужно придумать математику, получить результаты.

В давние времена, многие листы черновиков расходовались на поиск математических результатов, на оформление доказательств, затем опять на бумаге писался черноик статьи. После многих исправлений этот черновик отдавался машинистке, вписывалсь формулы, и нередко этот трудоемкий процесс приходилось повторять, при обнаружении ошибок или попросту дурно изложенных мест.
Теперь, в царстве ТЕХа, математические машинистки остались без работы, подавляющее большинство математиков сами ТЕХуют свои статьи, и нередко технология почти безбумажная. Текст идет в компьютер прямо из-под волос. То есть, рассуждения вербализуются только в момент печатания. После этого, конечно, идет многократное редактирование.
Я обычно каждый очередной вариант, начиная с самого чернового, распечатываю на бумаге и красной ручкой правлю. Правки, в особенности, в начале, много, приходится переделывать большие куски, которые не выглядят убедительно на бумаге; последние правки уже всего по 2-3 на страницу У меня так получается до двух десятков версий.
Еще больше вариантов, а процесс еще сложнее, когда имеется соавтор(ы, что еще хуже). Тут иногда даже концепции могут не согласовываться, не говоря уже о мелочах, и дело может доходить до жесткой конфронтации.

Из конкретных советов по написанию.
Для начала нужно писать максимально подробно. Даже если приходится повторять неоднократно (почти) одно и то же рассуждение, следует избегать 'очевидно' и 'аналогично'. Непрофессионалы склонны заявлять: что-то очевидно (ясно автору) и потому не требует доказательства. Такое 'очевидное' утверждение имеет большие шансы оказаться неверным или, по крайней мере, недоказанным. Мой принцип по отношению к 'очевидно'. Нужно написать полное и максимально подробное доказательство. Если оно короче 3 строк и не содержит нетривиальных идей, то, ладно, можно это доказательство заменить словом 'очевидно'. У меня, как правило, этот последний шаг не производится, так как становится все же жалко сил, потраченных на все же написанное доказательство. В дискуссии: автор мет право произнести или написать очевидно, только если он(а) в состоянии по первому требованию немедленно предъявить очень простое и краткое доказательство. Иначе-- это обман.

Про 'аналогично'. Может оказаться ошибкой. Мой принцип. Если оказывается, что какое-то доказательство встречается в статье дважды, с незначительными различиями, то следует сформулировать и доказать лемму, покрывающие все частные случаи.

Обстоятельство, которое непрофессионалы часто упускают, это необходимость тщательного литературного анализа. Здесь две цели.
Во-первых, имеющиеся уже результаты могут способствовать прогрессу в собственном исследовании. С другой стороны, зная имеющиеся результаты по теме, автор охраняет себя от впадания в грех плагиата.

Имеются ходящие меж математиками перечни простых признаков заведомой бессодержательности статьи и невежества втора. Во все такие пречни непременно входит представление сочинителем своей статьи каак эпохального результата, не зависящего от всей предшествующей истории предмета.



Редактировалось 1 раз(а). Последний 28.06.2013 17:52.
29.06.2013 09:29
Благодарю
за искренность и профессионализм и присоединяюсь к мнению одобривших Ваш Блог.
02.07.2013 23:30
в отъезде
Я сейчас в Питере по делам, и времени на блоггирование крайне мало.
Если у кого-нибудь возникнут вопросы,
задавайте, отвечу через неделю.
Тогда же продолжу тематическое повествование.
03.07.2013 00:27
каждому свое
"Раз уж зашёл разговор о деньгах, может посоветуете, что лучше предпринять в ситуации, когда непосредственное руководство прижимает деньги гранта РФФИ? Так, чтобы не особо конфликтовать.... Руководитель (и единственный реальный исполнитель) по гранту - я, но с начала года получаю голую ставку (судя по сайту РФФИ, деньги перечислены аж в начале апреля). Есть подозрение, что оказался просто неугоден, поэтому беседу по душам пока откладываю. Уходить не хочу, в крайнем случае - прошлые работодатели-коммерсанты предлагают удалёнку, можно попробовать посидеть на двух стульях. Ведь просто так меня не могут сократить вроде бы? Если только за отсутствие на рабочем месте институте, т.к. я тут тоже удалённо."


Это не ново. Это было и в АН СССР. Только тогда выражалось не краже денег, а в необходимости вписывать вышестоящую бездарь,оказавшуюся по воле случая
начальником, в свои работы,создавая ей авторитет. При этом эта бездарность очень внимательно следила за вашей независимостью.

Тут советы не помогут. Проверяйте себя сами. Вечная проблема России: Молчалин или Чацкий. Первое может обеспечить карьеру. Второе-интересную
жизнь,но со в взлетами и падениями, в результате которых может и ничего получиться. Но никогда не виноват выбор. "Виноваты не дороги,которые мы выбираем,
а то,что внутри нас заставляет их выбирать". Это абсолютная истина. Судя по вашему выступлению, рекомендую первое. Вы не их тех, кто ест "мясо с ножа".
А так капает и капает. Если будут результаты,когда нибудь будет капать больше. А вдруг,если босс на ваших результах возвысится, то будет совсем хорошо.
Будет вам счастье. Только никогда не сравнивайте себя с другими. Главное,чтоб капелек хватало вам.Хотя бы по минимуму. Сравнивайте текущее свое состояние
с предыдущими периодами. Главное, чтобы прогресс был в этом. А самое главное,что вы можете заниматься любимым делом.
А найти подработку для заработка если очень надо, для человека с математическими мозгами не сложно.



Редактировалось 4 раз(а). Последний 03.07.2013 00:36.
03.07.2013 02:30
...
Я пишу такие тексты, что никто не рискует вписываться :-)
Нет, не то чтобы совсем уж плохие, но отзывы противоречивые.
03.07.2013 16:26
это в былом
Это ушло с СССР. Появился новый источник дохода.Быстрый,не требующий общественного признания и ненаказуемый.
Распределение денег.Чайнички-начальнички быстро сообразили,что 400 печатных работ это меньше,чем 400 тыс.$. Необходимое и достаточное условие: быть наверху в центре распределения денег,быть самым главным начальником.
И они переправляют потоки себе и своим лизоблюдам в карман. Им плевать на результат.Они знают, что на результат никто не смотрит.
Главное,чтобы было тихо. Это повсеместно.У вас в науке, в медицине.Везде в бюджетных организациях.
Я часто говорю молодым: "Не ищите интересную работу и большых денег,ищите умного начальника. И тогда у вас будет интересная работа
и достаточно денег". Но я принципиально чураюсь госбюджета.Предпочитаю бизнес структуры. Здесь все таки вынуждены смотреть на результат.
В случае бюджетных организаций необходимо добавлять ".... и порядочного начальника". Что то я о них не слышал. Коррупция называется.



Редактировалось 1 раз(а). Последний 03.07.2013 17:05.
06.07.2013 10:30
по теме
Халмош есть даже в переводе ("Как писать математические тексты"), у него даётся ряд очень конкретных рекомендаций, хотя многие из них подходят больше для написания книг, а не статей.

И Тао, и Халмош говорят о том, что необходимо выбрать уровень читателя, но Тао не расшифровывает, а Халмош говорит о том, что ориентируется на студента младшего курса. Но это ведь требует изложения большого количества сопутствующего материала. Как при этом не превратить статью в учебное пособие по предмету?

Ещё - сам принцип работы с текстом... Писать ли статью быстро, а потом править, или лучше сразу подыскивать нужные формулировки, двигаясь медленно, но методично? (У меня обычно есть ощущение, что работа получится [тем более, что всё равно надо написать хоть что-то для отчётности], сажусь и пишу, впереди по тексту записывая ближайшие планируемые шаги и разделы). Править текст содержательно бывает сложнее, чем писать всё заново, но если сразу сидеть над каждым абзацем, то потом (по отзывам) вроде как получается "рваный", фрагментарный текст (который зато удобно править на уровне отдельных параграфов). С другой стороны, если не сидеть, то получается слишком многословно и "монолитно", потом исправить стиль и содержание уже бывает сложно.
Извините, только зарегистрированные пользователи могут публиковать сообщения в этом форуме.

Кликните здесь, чтобы войти